Знаменитый путешественник Федор Конюхов осваивает первую в мире одиночную полярную станцию
16 июля в 20:10 по Московскому времени Фёдор Конюхов начал первый в мире одиночный дрейф на ледовой полярной станции. Экспедиция организована при поддержке Специального представителя Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике – Первого Вице-президента Русского географического общества А.Н.Чилингарова.
Атомный ледокол «50 лет Победы» Росатомфлота при поддержке организаторов экспедиции ‒ Poseidon Expeditions доставил российского путешественника из Мурманска в точку географического Северного полюса 15 июля.
Ровно сутки ушли на установку уникальной одиночной дрейфующей полярной станции, разработанной совместно с компанией MOBIBA, после чего ледокол взял обратный курс на Мурманск. Впереди у Фёдора Конюхова две недели одиночества в центре Северного Ледовитого океана.
Журналисты Первого канала, ставшие участниками первого этапа экспедиции на Северный полюс Фёдора Конюхова и команды Poseidon Expeditions, создали репортаж о полярной станции и быте путешественника на дрейфующей льдине.
Цели проекта: показать перспективность одиночных полярных станций и, совместно с Институтом океанологии им. П.П.Ширшова РАН, провести исследование сейсмичности акватории Северного Ледовитого океана, в частности спредингового хребта Гаккеля. Специально для Фёдора Конюхова Лабораторией техники подводных исследований и испытаний ИО РАН разработана портативная автономная сейсмическая станция, способная измерить ледовые шумы и записать естественный фон Северного ледовитого океана. Отсутствие техногенных шумов на одиночной станции позволит провести исследования в условиях близких к идеальным с научной точки зрения. Полученные данные будут проанализированы учёными с целью выявления микроземлетрясений и естественных ледовых шумов, имеющих важность при создании алгоритмов очистки записей слабых событий.
18 июля 2021 года в 12:00 состоялся очередной сеанс связи с Экспедиционным Штабом, развёрнутым на борту ледокола «50 лет Победы». Фёдор Конюхов поделился подробностями вторых суток работы на одиночной полярной станции:
«Я вторые сутки на дрейфующем льду. Втягиваюсь в режим. Погода не меняется, пасмурно, периодически идёт мокрый снег, крупа. Суточный дрейф составляет 4 километра в направлении запада, в сторону Шпицбергена и Гренландии, как дрейфовал «Фрам». В Арктике звенящая тишина, всё видимое пространство укрыто мокрым одеялом тумана. Солнечные батареи работают плохо, приходится экономить заряды на телефонах и приборах. Сплю урывками, короткими интервалами. Основная опасность ‒ визит белого медведя и подвижка льда. Надо быть всё время на чеку, в готовности действовать быстро. Сейчас я живу в большой палатке от компании MOBIBA. Сейчас в высоких широтах Арктики я один, ледокол «50 лет Победы» подходит к Земле Франца-Иосифа, нас с ним разделяет 7 градусов или 420 морских миль (~750 километров). Я никогда не был в районе Северного полюса летом, для меня это новый опыт..
Моя полярная станция спроектирована в компании MOBIBA. Конструктивно ‒ это алюминиевый каркас из авиационного сплава со стальными переходниками. Трубки имеют предварительное напряжение, которое задается при монтаже, поэтому при небольшом общем весе каркас хорошо справляется с ветровыми нагрузками. Проект палатки создавался эксклюзивно по техническому заданию моего Штаба как «Одиночная дрейфующая полярная станция». Для этого базовую двухслойную модель дополнительно утеплили до пяти слоев, по сути, это большой «спальный мешок» в полный рост по высоте, внутри которого установлена кровать и твердотопливная печь длительного горения. Лежанка кровати имеет размеры 2000х1000 мм. Высота 800 мм. Такая высота позволяет разместить под ней всё снаряжение, и это дополнительная защита на случай утечки угарного газа во время какой-то аварийной ситуации. «Спальный модуль» имеет по кругу три слоя с утеплителем из вспененного полиэтилена. Дополнительно внутри предусмотрен режим «искусственной ночи» с затемнением, а также смотровые окна для наблюдения за окружающей палатку обстановкой. Всем поклон. Фёдор Конюхов».
22 июля на очередном сеансе связи в 12:00 по московскому времени Фёдор Конюхов доложил о своём хорошем самочувствии и штатной обстановке на полярной станции. Толщина льдины, на которой расположена станция, составляет около 1-1,5 м, а площадь до 6 миль2 (~15 км2).
Фёдор Конюхов продолжает совершать ежедневные инспекционные осмотры льдины на предмет появления возможных трещин, что крайне важно для благополучного продолжения экспедиции. Талая пресная вода всё больше окружает его лагерь. Есть опасения, что к моменту снятия путешественника со льдины, его палатка будет находиться в центре пресного озера. Погода по-прежнему пасмурная, температура около 0˚С, туманы, кратковременные снегопады и затянутое серой пеленой небо. Просветы в небе очень редкие, из-за этого солнечные батареи плохо заражают приборы и средства связи. На льдине нет других источников энергии, кроме солнечных батарей.
Фёдор Конюхов достигал Северного географического полюса 6 раз:
1988 — Участник трансарктической лыжной экспедиции «Полярный Мост» СССР — Северный полюс — Канада в составе международной группы при поддержке газеты «Комсомольская Правда». Руководитель экспедиции — Дмитрий Шпаро. Старт: Северная Земля, остров Средний, мыс Арктический 03 марта 1988 г. Группа достигла Северного полюса 24 апреля. Финишировала в Канаде, на острове Уорт Хант — 01 июня 1988 г. Время в пути — 91 день.
1989 — Участник первой российской, автономной экспедиции «Арктика» под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу. Старт 04 марта 1989 г. с архипелага Северная Земля, остров Шмита. Экспедиция достигла Северного полюса 6 мая 1989 г. Время в пути — 63 дня.
1990 — Первый в истории России одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. 3 марта стартовал с мыса Локоть, остров Средний (Северная Земля). Достиг полюса 8 мая 1990 г. Время в пути — 72 дня.
2013 — Совместно с Виктором Симоновым (Республика Карелия, Петрозаводск) совершил экспедицию на лыжах и собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада (остров Уорт Хант). Старт 6 апреля, финиш 20 мая 2013 г. Время в пути — 46 дней.
2018 — В качестве почётного гостя компании Poseidon Expeditions посетил Северный полюс на борту атомного ледокола «50 лет Победы».
2021 — Достиг точки географического Северного полюса на борту ледокола «50 лет Победы» для развёртывания одиночной дрейфующей полярной станции. Экспедиция продолжается.
Фото:
16.07.2021